Лев Яковлев

София Агачер

 

ЧАСЫ ТОТА

 

По мотивам книги «Рассказы о Ромке и его бабушке»

 

Действующие лица

 

Люди:

 

РОМКА

БАБУШКА

ПЕДРО

СЕСИЛЬ

МАЙКЛ

 

Животные:

 

АРТУРО, дельфин

МАРИНА, морская львица

БЕЛЫЙ КИТ

 

В этом спектакле артисты играют на эксцентричных инструментах, которые имитируют звуки, издаваемые дельфином, китом и морским львом. У каждого артиста, исполняющего роль животного, свой инструмент. Кроме этого возможны и другие музыканты, аккомпанирующие главной партии.

 

БАБУШКА. Мой внук Ромка неуемный. Я, например, не могу уследить за его проектами.

РОМКА. Соня, у нас в классе идет конкурс изобретений. Эмели, ну ты ее знаешь, скопировала из интернета индейский круг с птичьими перьями, наплела всяких фенечек из бусинок и говорит, что это Ловец Снов. Одним словом, девчонка. У Ники - волшебный меч самурая. Только ему, бедняге, приходится час объяснять, кто такие самураи…

БАБУШКА. А у тебя, Ромка?

РОМКА. Надеюсь, Соня, ты знаешь, кто такой Тот?

БАБУШКА. Кажется, бог.

РОМКА. И не просто бог. Тот - древнеегипетский бог магии. А древние греки его называли Гермесом, а древние римляне – Меркурием... Ну так вот, я собираюсь сделать Часы Тота, которые управляют пространством. И тогда смогу очутиться где угодно.

БАБУШКА. И как они выглядят, твои часы?

(Ромка вынимает часы из рюкзачка.)

РОМКА. Вот, Соня. Циферблат. И одна стрелка. Похоже на рычаг в твоей духовке. Осталось аккумулятор вставить. 

БАБУШКА. Ну так вставляй свой аккумулятор. А потом собери, пожалуйста, свои вещи для поездки: маску, ласты, трубку – окей? Чтобы потом не паниковать. (Уходит.)

РОМКА (зрителям). Не верит, что Часы Тота заработают! И зря…

 

Ромка вставляет в часы аккумулятор. Щелчок… И вдруг… звучит музыка, напоминающая звуки, которые издает кит.

Выходит артист, который исполняет роль белого кита. Он играет на соответствующем инструменте, а аккомпанируют ему другие инструменты – маракасы, дудки, свистки, трещотки. Но может быть и так, что музыка записана на фонограмму, это на усмотрение режиссера. В зависимости от того, что кит говорит, эта музыка то более бурная, то спокойная.

Голос белого кита – либо исполняет сам артист, либо фонограмма. Далее, с дельфином и морской львицей – тот же расклад.

 

БЕЛЫЙ КИТ. Ты слышишь, как ветер шумит… как океан клокочет… как переговариваются китобои… Ты чувствуешь, как пахнут смолой доски палубы… Это ты – китобойная шхуна, которая взлетает на гребни волн, рассекает их носом, скользит то вверх то вниз, качаясь, как ребенок, на ладонях океана и дыша парусами-легкими...

РОМКА (как бы в забытьи). Это я, китобойная шхуна.

БЕЛЫЙ КИТ. Ты знаешь каждый уголок океана, его звук, запах… Могучий и Бескрайний, он играет с тобой, как котёнок с клубком. Порой он хочет разбить твой хребет в щепки, разорвать в клочья твои паруса… А знаешь ли ты, кто я?.. Я - белый кит, и ты, китобойная шхуна, намерена вонзить свой смертоносный гарпун в тело моей китихи, в тело моего китенка, которых я охраняю… Ты жаждешь охоты и крови… А знаешь, как это больно, когда в тебя врезается зазубренный гарпун?

РОМКА. Я знаю…

БЕЛЫЙ КИТ. Так зачем ты гонишься за мной?..

РОМКА. Это не я, китобои управляют мной… 

БЕЛЫЙ КИТ. Так останови их, шхуна, пока не поздно… Дай нам отлежаться и откормиться около островов Мариетас… Или будет плохо… Для всех будет плохо…

 

Музыка заканчивается. Белый кит уходит.

 

РОМКА (нормальным голосом). Что это было?.. Я правда все это слышал?.. Я – китобойная шхуна?..

 

Входит бабушка.

 

БАБУШКА. Как дела?

РОМКА. Соня, я что-то слышал.

БАБУШКА. Я тоже. А именно: свою просьбу собрать вещи. Надеюсь, не только я это слышала.

РОМКА. Куда мы едем, есть острова Мариетас?

БАБУШКА. Кажется, есть. А что?..

РОМКА. Я соберусь мигом. (Уходит.)

БАБУШКА (зрителям). Через два дня мы уже были в Мексике, в местечке Пунта-де-Мита, где сходятся воды залива Бандерас, Тихого океана и моря Кортеса… И конечно, в первый же день Ромка отравился с другими ребятишками ловить волну на своей доске… (Смотрит на море.) Какой ужас! Там треугольные плавники! (Кричит) Плыви к берегу! Почему спасатели бездействуют!

(К бабушке подходит Педро, смуглый мальчик с доской в руке.)

ПЕДРО. Не волнуйтесь, мэм. Это дельфины приплыли поиграть на закате с детьми. У нас быстро темнеет, и скоро они выгонят их на берег.

(Прибегает Ромка с доской.)

РОМКА. Соня, это так здорово! Большой дельфин толкал носом мою доску! Да вот он, смотри!

(Появляется актер, который исполняет роль Артуро. Он играет на «дельфиньем» инструменте. Аккомпанемент.)

РОМКА. Какой он прекрасный, да? Представляешь, Соня, я его погладил, а он заурчал. Как наша кошка. Я назову его Морис и буду ждать каждый вечер!

ПЕДРО. Его зовут Артуро. Только все это странно.

РОМКА. Что же тут странного?

ПЕДРО. Артуро - мой друг, и ни с кем не играет, кроме меня.

(Артуро издает соответствующие звуки.)

АРТУРО. Ты придешь завтра?

РОМКА. Конечно, приду.

ПЕДРО. Ты понимаешь, что он говорит?

РОМКА. Конечно!

БАБУШКА. Ромка, не выдумывай.

РОМКА. Но это правда.

(Артуро издает соответствующие звуки.)

АРТУРО. Приходи  пораньше.

РОМКА. Ладно, Артуро, как только смогу.

ПЕДРО. Кажется, ты ему понравился. (Протягивает руку.) Педро.

РОМКА (протягивает руку). Ромка.

(Артуро издает соответствующие звуки.)

РОМ КА. Артуро говорит, что теперь у него два друга.

ПЕДРО. Ты уверен?

(Артуро издает соответствующие звуки.)

РОМКА (смеется). Мы оба уверены.

ПЕДРО (бабушке). Вот что, я приглашаю вас завтра в аквапарк. В десять часов представление, а я встречу вас в девять у входа и познакомлю с Сесиль, моей мамой. Она там работает.

БАБУШКА. С чего такая честь?

ПЕДРО. Просто Ромка… он особенный.

 

Все кроме Ромки уходят.

 

РОМКА (зрителям). Не могу забыть голос белого кита… Неужели это правда?..

 

Ромка достает из рюкзака Часы Тота, двигает стрелку. Выходит артист, исполняющий роль белого кита. Теперь голос кита звучит тревожнее.

 

БЕЛЫЙ КИТ. Да, это правда, ты – китобойная шхуна и  ты гонишься за моей семьей… Вы, люди, думаете, что вы самые главные на земле… Но именно мы, а не вы, умеем передавать сообщения о будущих землетрясениях, цунами, кораблекрушениях, бедствиях... Именно мы, киты и дельфины, раскинули информационную сеть по всему миру…

РОМКА. Вроде интернета?

БЕЛЫЙ КИТ. Наша информационная сеть существует сотни тысяч лет. Этому научили нас те, кто прилетел со звезды. И поэтому люди должны беречь нас, а не убивать!.. Твои китобои расправляют паруса! Останови их, шхуна!

РОМКА. Как это сделать?

БЕЛЫЙ КИТ. Если ты их не остановишь, случится страшное!

 

Утро. Входят Педро и Сесиль с одной стороны с другой бабушка.

 

ПЕДРО. Знакомьтесь, это моя мама, Сесиль.

СЕСИЛЬ. Здравствуйте, Софья. Здравствуй, Ромка. А это наша Марина, морская львица.

(Выходит артистка, исполняющий роль Марины, издает соответствующие звуки. Аккомпанемент.)

РОМКА. Поздравляю, Марина, от всей души!

СЕСИЛЬ. Позволь спросить, Ромка, с чем ты ее поздравляешь?

РОМКА. Через восемь месяцев у нее родятся два бэби. Глазастые, похожие на инопланетян.

СЕСИЛЬ. Неужели? Даже я этого не знала.

БАБУШКА. Вы что, меня разыгрываете?

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. Марина сегодня нервничает.

СЕСИЛЬ. Я тоже это чувствую.

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. Там, в зале, сидит больной мальчик и ждет начала шоу. Она чувствует его и нервничает.

СЕСИЛЬ. На какой трибуне?

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. На левой. В синей бейсболке.

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. Он не умеет разговаривать. Но все понимает.

СЕСИЛЬ. Аутист.

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. Марина говорит, надо отложить шоу. Она должна поработать с ним.

БАБУШКА. Но разве это возможно? Зал полон детьми.

(Артистка, исполняющая роль Марины, издает соответствующие звуки.)

РОМКА. Марина настаивает.

СЕСИЛЬ. Я свяжусь с директором аквапарка.

(Сесиль набирает телефонный номер, о чем-то говорит, уходит.)

БАБУШКА. Ромка, если ты все это придумал…

ПЕДРО. Нет, мэм. Ничего он не придумал. Просто Марина телепатически передают ему образы, и он их читает.

БАБУШКА. Не верю своим ушам.

(Сесиль входит с маленьким мальчиком в синей бейсболке. В руках ее мяч.)

СЕСИЛЬ. Знакомьтесь, это Майкл. (Майклу) Постарайся понять, Майкл, что тебе говорит Марина,  и выполняй ее команды. Давай поиграем в мяч. (Сесиль бросает мяч Марине.) А теперь ты, Марина, кидай мяч Майклу и кричи «На!» (Звуки морской львицы. Марина кидает мяч Майклу и кричит: «На!») А теперь ты, Майкл, кидай мяч Марине и громко кричи «На!» Давай, не ленись, кричи «На!» Кричи, Майкл!

МАЙКЛ (бросает мяч Марине). На!

(Все аплодируют.)

СЕСИЛЬ. А теперь, Майкл, кричи «Дай!». (Майкл не кричит.) Марина, крикни «Дай!» (Звуки морской львицы. Кричит «Дай!»)  А теперь ты, Майкл, кричи громко «Дай! Дай! Дай!!!» Помоги мне, Майкл, крикни «Дай!»

МАЙКЛ. Дай!

(Все аплодируют.)

СЕСИЛЬ. Спасибо, Марина. Начинай представление. А ты, Майкл, иди в зал, к маме, и приходи к нам снова. Ладно?

МАЙКЛ. Ладно.

(Все апрлодируют. Марина уходит вместе с Майклом.)

БАБУШКА. Давненько я так не нервничала!

СЕСИЛЬ. И я тоже - сегодня Майкл выучил три слова: «Дай», «На» и «Ладно». (Бабушке) Мадам Софья, нам надо поговорить.

(Сесиль уводит бабушку. Педро отворачивается.)

РОМКА. Что с тобой, Педро?

ПЕДРО. А ты не понимаешь? Мне понадобилось пять лет, чтобы подружиться с Артуро и научиться понимать Марину. А ты только появился – и уже болтаешь с ними, как со старыми друзьями!

РОМКА. Это выходит само собой.

ПЕДРО. Ну вот и дружите сами с собой.

(Собирается уйти.)

РОМКА. Подожди, Педро!

ПЕДРО. Что тебе?

РОМКА. Знаешь, когда я вчера увидел, как ты катаешься на доске, я чуть не заплакал от обиды.

ПЕДРО. Ну… я тренируюсь три раза в день.

РОМКА. Да я хоть с утра до вечера буду тренироваться, так не смогу.

ПЕДРО. Поживем – увидим.

РОМКА. Понимаешь, Педро, кое-что случилось.

ПЕДРО (улыбается). Я в курсе. Из мальчика, который за пять лет научился понимать своих друзей, я превратился в мальчика, который знаком с мальчиком, которому понадобилось на это пять минут!

РОМКА. И эти два мальчика должны спасти китиху и китенка.

ПЕДРО. Ты бредишь. Или голову мне морочишь… Что это?

(Ромка достает из рюкзака Часы Тота.)

РОМКА. Часы Тота.

ПЕДРО. В игрушки играешь, как маленький?

РОМКА. Эти часы управляют пространством. Подвинь стрелку, и сам все поймешь.

ПЕДРО. Ерунда какая-то.

(И все-таки Педро двигает стрелку – ничего не происходит. Педро пожимает плечами.)

Я же говорил! Ерунда!

РОМКА. Что-то мешает.

ПЕДРО. Ну конечно. Всегда что-то мешает.

РОМКА. У тебя есть телефон?

ПЕДРО. Конечно.

РОМКА. Давай сюда.

ПЕДРО. Зачем это?

РОМКА. Возможно, мобильная связь мешает телепатической.

ПЕДРО. У тебя точно крыша поехала.

(Педро протягивает Ромке телефон. Тот присовокупляет к нему свой и относит в сторону, возвращается.)

РОМКА. А теперь двигай стрелку.

(Педро медлит, и все-таки он двигает стрелку. Появляется актер, играющий роль белого кита и издает соответствующие звуки.)

БЕЛЫЙ КИТ. Все плохо.

РОМКА. Вы добрались до островов Мариетас?

БЕЛЫЙ КИТ. Нет. Китиха плывет медленно, из-за детеныша. И ты их скоро догонишь, китобойная шхуна. Твои китобои довольны. Детенышей легко загарпунить, и из них получается отличный китовый жир. Чистый и нежный. Китобоям хорошо заплатят, и они будут несколько дней праздновать удачу. Так они думают, но будет по-другому. Они уже спускают на воду шлюпку с гарпунщиком, чтобы подойти к китихе и китенку поближе, на расстояние броска.

РОМКА. Я не хочу этого!

БЕЛЫЙ КИТ (прерывает). А китобои хотят! Они уверены, что никто им не помешает. Они не понимают, что означает для них встреча со мной. Они  не слышат моих предупреждений, которые слышишь ты, шхуна. Шлюпка спущена на воду. Гарпун зажат в огромных руках гарпунщика.  Длинный линь, прикреплённый к кольцу на конце древка, скручен в бухту. Если б гарпунщик знал, что случится с ним и со всеми остальными!.. Пощады не будет!

РОМКА. Остановись, белый кит! У этих людей тоже есть дети, и им нужно на что-то жить. Им нужна еда!

БЕЛЫЙ КИТ. Я не могу остановиться. Там моя семья! Останови китобоев!

РОМКА. Но как? Как?

БЕЛЫЙ КИТ. Только ты!

(Артист, исполняющий роль белого кита, уходит.)

РОМКА. Ты слышал?

ПЕДРО. Да, но не все понял.

РОМКА. Белый кит нас просит спасти китиху и китенка около островов Мариетас.

ПЕДРО. Разве это возможно?

РОМКА. В одиночку нет. А вдвоем можно попробовать. Только надо спешить.

ПЕДРО. Мы с мамой были около этих островов. Тут недалеко.

(Входят бабушка и Сесиль.)

БАБУШКА. И все-таки, дорогая Сесиль, это слишком опасно. Одно дело – бассейн, где много людей и средств защиты. И совсем другое – наблюдать за огромными китами в открытом океане! И еще эти острова, где запросто можно сесть на мель.

РОМКА. Какие острова, Соня?

СЕСИЛЬ. Те самые, о которых ты спрашивал, Мариетас. Но мы туда не плывем.

РОМКА. Мы плывем туда!

ПЕДРО. Простите, мэм, это вопрос жизни и смерти.

БАБУШКА. Объясните мне, в чем дело?

ПЕДРО. Часы Тота…

БАБУШКА (смеется). Ну конечно, Часы Тота. Этот маленький фантазер задурил тебе голову. Он большой мастер по этой части! Но я не могу рисковать – отправиться на катере в открытый океан… это чересчур…

СЕСИЛЬ. Софья, это абсолютно не опасно. Во-первых, добираться до архипелага всего час. И плыть мы будем на современном исследовательском катере.

РОМКА. Целый час!

СЕСИЛЬ. Во-вторых, это национальный заповедник, который получил свой статус благодаря Жаку Кусто. К островам Мариетас приплывает огромное количество дельфинов и горбатых китов. И в-третьих, без вашего внука мы не поймем песен горбатых китов.

РОМКА. Соня, каждая минута на счету!

ПЕДРО. Соглашайтесь, мэм!

БАБУШКА. Обложили со всех сторон.

РОМКА. Ты самая лучшая в мире бабушка!

БАБУШКА. А Педро поплывет с нами?

ПЕДРО. Конечно!

РОМКА. А Артуро?

СЕСИЛЬ. Куда же мы без него. Дельфин будет плыть за нашим катером – это проверено, и не раз! Спасибо, Софья, я уверена, это будет удивительное путешествие, которое вы не забудете!

 

Музыка.

Все четверо плывут на катере. Ромка и Педро с одной стороны.

Сесиль и бабушка с другой.

Звучат два диалога, попеременно.

Посередине плывет артист, исполняющий роль Артуро, и издает звуки, которые как бы отделяют один диалог от другого.

 

РОМКА. У меня голова кругом. Мог ли я думать, что буду плыть на настоящем исследовательском катере, чтобы спасти китов? Уф!

ПЕДРО. Прости, Ромка, что я позавидовал тебе.

РОМКА. Теперь не завидуешь?

ПЕДРО. Нет. Вижу, как ты нервничаешь. Вообще, ты молодец!

РОМКА. Ты тоже не промах.

ПЕДРО. Думаешь, у нас получится?

РОМКА. Очень надеюсь.

 

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

 

СЕСИЛЬ. Восемь лет назад в автомобильной катастрофе погиб мой муж… и дети. И я будто во мрак погрузилась. Такая нестерпимая боль… Однажды мой врач-психиатр рассказал об этом аквапарке. Я приехала сюда, и вскоре боль отступила. Я познакомилась с Мариной! Скольких детей она вылечила у меня на глазах! Это было такое счастье!

 

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

 

ПЕДРО. А что будет, когда мы догоним шхуну?

РОМКА. Наверное, китобои нас испугаются и уйдут.

ПЕДРО. А если не испугаются?

 

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

 

СЕСИЛЬ. И тогда я взяла двоих детей из детдома. Алика сильно болела, а Педро даже не разговаривал. Марина их вылечила. И их и меня.

БАБУШКА. Она вернула вас к жизни, Сесиль.

СЕСИЛИЯ. Если бы только меня. Женщины, которые не могут иметь детей, приезжают к Марине, и все у них получается. Она учит нас любви и нежности!

 

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

 

ПЕДРО. Что Артуро говорит?

РОМКА. Надо держать левее. Справа мель.

ПЕДРО. Я скажу капитану. (Педро уходит, но оборачивается.) Знаешь, Ромка, я очень не хочу, чтобы ты уезжал.

РОМКА. Не забывай про Часы Тота. Мы всегда будем рядом!

 

Педро уходит.

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

 

СЕСИЛЬ. Ваш Ромка феномен.

БАБУШКА. Что да то да.

СЕСИЛЬ. Он видит образы, которые посылают ему морские животные. Найти такого ребёнка - невероятная удача для исследователя. Я, например, умею общаться телепатически с Мариной и Артуро, но не с горбатыми китами, которые зимуют в океане.

БАБУШКА. Вы надеетесь, Ромка сможет их понять?

СЕСИЛЬ. Конечно. Это будет уникальный эксперимент!

 

Ромка вынимает часы Тота и двигает стрелку.

Выходит артист, исполняющий роль белого кита. Издает звуки.

 

БЕЛЫЙ КИТ. Я разрушу тебя, шхуна! Сломаю твои мачты! Разорву твои паруса! Утоплю твоих людей!

РОМКА. Нет!

БЕЛЫЙ КИТ. Я ударю хвостом…

РОМКА. Нет!

ГОЛОС БЕЛОГО КИТА. И переверну тебя...

РОМКА. Нет!

БЕЛЫЙ КИТ. Твои китобои попытаются спастись, хватаясь за обломки, но я буду бить их хвостом, пока не утоплю!

РОМКА. Остановись!

ГОЛОС БЕЛОГО. Да они и без меня умрут! Акулы завершат мою месть! Океан насытится человеческой кровью!

РОМКА (взволнованно). Дельфины! Вы меня слышите! (С разных сторон звучат инструменты дельфинов.) Я надеюсь на вас! Люди, прилетевшие со звезды, поручили вам помогать всему живому! А люди – они тоже живые, пока акулы не сделают их мертвыми! Отгоните акул, а мы подберем людей и вернем их в семьи!

 

Артист, исполняющий роль Артуро, издает соответствующие звуки.

Выходит Педро.

 

АРТУРО. Мы приплыли, Ромка.

РОМКА (удивленно). Это острова Мариетас?

АРТУРО. Да. Но никаких китобоев не видно. Только дельфины.

РОМКА. Где же шхуна? И где белый кит?

 

Ромка двигает стрелку на Часах Тота. Выходит артист, исполняющий роль белого кита, и издает звуки.

 

БЕЛЫЙ КИТ. Я предупреждал тебя, шхуна!.. У меня не было другого выхода… Я разбил твою шлюпку и теперь… Ты слышишь?.. Я плыву к тебе!..

 

Белый кит уходит.

 

БАБУШКА. Ромка, ты не представляешь! Мне только что привиделось, что большой белый кит ударил по шлюпке с китобоями и перевернул ее…

РОМКА (грустно). Соня, это был не сон. Я говорил с этим китом.

БАБУШКА. Но при чем тут я?

РОМКА. Это у тебя наследственное.

БАБУШКА. От кого?

РОМКА. От меня.

БАБУШКА. Ну ты нахал!

РОМКА. К сожалению, Соня, я ошибся. Часы Тота управляют не пространством, а временем. И вся эта история с белым китом случилась очень-очень давно. Когда люди выживали, убивая китов. А я-то думал – сейчас! И думал, что я могу что-то сделать! Но я ничего не смог... ничего. 

СЕСИЛЬ. Зато мы поняли, что происходило когда-то. И это очень важно, Ромка. Нам надо знать о том, чтобы было, чтобы не повторить ошибок, которые могут закончиться катастрофой.

ПЕДРО. Ты ни в чем не виноват.

БАБУШКА. К тому же, внук, ты весь продрог. (Надевает на него куртку.)

СЕСИЛЬ. Эксперимент закончен. Мы можем возвращаться домой.

ПЕДРО. Твои Часы Тота – это что-то! Кстати, где они?

РОМКА. Я сломал их.

ПЕДРО. Зачем?

РОМКА. Не хочу больше слушать голоса тех, кому не могу помочь.

БАБУШКА. А чего же ты хочешь?

РОМКА. Говорить с теми, кому я могу помочь. Сесиль, когда завтра выходить на работу?