СЕРДЦА И ДУШИ, КАК ОТКРЫТАЯ
ЛАДОНЬ МЛАДЕНЦА
В современном мире, уж
неизвестно, по какой причине, книг, где откровенно говорится о доброте и
сострадании к ближнему, к сожалению, встречается на так часто. Порой даже
кажется, что чувства эти люди порядком подзабыли. В этой связи книга Софии
Агачер – явление своевременное и необходимое, оно сродни глотку живительной
водицы.
Писательница простым языком, без
всяких сложных наслоений технических средств, какие мы наблюдаем сплошь и рядом,
ведёт повествование о насущном и близком.
В книге семь новелл, каждую из
которых можно рассматривать как самостоятельное произведение, но в целом они
представляют собой яркую и целостную картину бытия.
Речь идёт о семье русских
эмигрантов, живущих в американском городе Чикаго. Главные действующие лица –
десятилетний мальчик Рома и его бабушка Софья. Рома родился уже на новой родине
и он, будучи подрастающим вполне американским гражданином, стараниями своей
бабушки, знает русский язык, и, что очень важно, чувствует свои корни, связывающие
его с великой Россией. В его семье принято отмечать и католическое Рождество, и
Рождество Православное, и, само собой разумеется – Новый год. Санта-Клаус, равно
как и Дед Мороз представляются мальчику волшебниками, приносящими людям радость
и счастье.
Ромка не по годам смышлён, любознателен
и изобретателен, он познает жизнь из окружающей действительности, из общения с
близкими, друзьями, из компьютера, входящего нынче в жизнь человека чуть ли не
с пелёнок. Но самое главное – у Ромки
светлая душа. Мальчика переполняет любовь ко всему живому, – людям, животным, природе…
и даже к выброшенному старому телевизору, о котором мы ещё поговорим ниже.
Родители Ромы в книге
упоминаются эпизодически, вскользь. Папа с мамой заняты своей работой, оттого
сын большую часть времени предоставлен бабушке. Но бабушка для внука – не
человек, с которым он вынужден оставаться поневоле, а родное существо, которому
он поверяет все свои сокровенные мысли и мечты. Она для него – верный друг. Маленький
внук и бабушка Софья – люди светлой пассионарности, их поступки носят почти что
экзистенциальную философию. Прагматизм в их действиях отсутствует напрочь. Они
живут, как думают, их действия прежде всего продиктованы порывом души и
свойством характера.
Окружающий мир Ромка
рассматривает как единое целое, где все равны, – люди, животные, растения… Не
случайно у писательницы все действующие лица носят человеческие имена, – кошка
Симка, кот Сёма, собака Лари, пёс Джереми, щенок Фредди, морская львица Марина,
дельфин Артуро, ворона Клара… и даже рыбка в аквариуме названа – Юрией
Михайловной.
«Общение с детьми – это мост, по
которому взрослый человек может попасть в царство искренности, чистоты, восприимчивости,
радости. Царство, существующее исключительно в детстве, где мы, взрослые, можем
встретить потрясающих учителей - наших собственных детей или внуков. Дети
способны научить нас улыбкам, смеху, беззаботности, радости, доверию, теплу, любви
и потрясающей мудрости», – пишет София Агачер. Эти мысли писательницы можно
вынести как определяющую доминанту произведения.
События развиваются во время
Рождественских каникул, когда Ромка ждёт чудес от Санта-Клауса. Он очень желает,
чтобы Санта помог всем обрести друзей, он искренне хочет, чтобы у его
одноклассника Дэна, инвалида без ступней ног, носящего протезы, появился рядом
друг. И вскоре, отправляясь с бабушкой в путешествие во Флориду, Рома встречает
в самолете Дэна, который везёт с собой в коляске недавно бретённого
четвероногого друга Фредди, собачку без передних ступней. Дэн сообщает Роме, что
один врач в Майами обещал сделать для собаки протезы. А позже мы видим, как
Фредди с искусственными лапками резво бегает по песчаному берегу океана… Здесь
же на берегу пред нашим взором появляется еще один, радостно резвящийся, пёс по
имени Джереми, хозяин его выглядит, как бродяга, выпрашивающий у прохожих
подаяние, из вещей у него только тележка со скудными пожитками, – мужчина был
вынужден продать дом, чтобы сделать своему питомцу дорогостоящую операцию на
сердце... Но он не берёт у людей денег, и предлагает всем вносить свои
пожертвования нуждающимся детям – и что ему с Джереми Бог дает…
В книге София
Агачер уделяет особое внимание описанию мест, пейзажу, где путешествуют герои.
«В этом милом городке, а вернее сказать, в
пригороде огромного портового Майами, располагались в основном небольшие виллы,
домики, маленькие мотели, где любили отдыхать как богатые, так и простые
американцы. Двух-трёхэтажные смешные яркие домики, всех цветов радуги
козырьками и зонтиками, были естественным продолжением пляжей, с их такими же
блестящими зонтиками и загорелыми красивыми людьми, говорившими на всех языках
мира и одетыми исключительно в собственные тела, поскольку те клочки материи, что
оставались на них, одеждой назвать было никак нельзя».
«Океанские
пляжи – многие километры изумительного песка, накрываемого волнами. Зимой здесь
сезон ветров, поэтому паруса и парашюты, словно яркие разноцветные фонарики, развешенные
по небу, украшали колышущуюся плоть океана…»
Окружающий ландшафт в рассказах – данность, действительность,
сотворённая природой и цивилизацией, где человек выглядит незащищенным и
хрупким. Писательнице удается одним мазком показать всю картину мироздания. «Люди
и деревья одинаково жалобно скрипели замёрзшими суставами, требуя солнца и
тепла, - вода в живых организмах не хотела превращаться в лёд. Всё перепуталось
и отупело от холода: то ли весны не будет, то ли заодно с ней и лета, то ли
вообще грядут великие перемены к худшему…»
Но, как бы там ни было, жизнь полна чудес.
Перед нами уже новые лица, –
весёлая девочка Эмели со своим псом, бобтейлом Лари. Они пришли в дом Софьи с
представлением. Лари показывает удивительную смекалку, подчиняясь приказу своей
юной хозяйки. А ещё, как оказалось, в густой, вьющейся шерсти за ухом Лари
прячется крохотный попугайчик Дор. Всё происходящее напоминает волшебство, но
так в жизни порой происходит, что стоит только захотеть и обыденное становится
волшебным. Надо только постараться и приложить усилия.
Чудеса продолжатся, когда наши
герои Ромка с Софьей окажутся на каникулах в мексиканском городе Пуэрто-Вальярта.
Там в аквапарке они встретят самых умных в мире дельфинов, катающих на своих
спинах всех желающих, и взрослых, и детей. А ещё они познакомятся с живущей в
специальном бассейне морской львицей Мариной – местной знаменитостью. Марина
обладает удивительным свойством лечить людей, поэтому к ней за помощью
приезжают со всего света…
София Агачер с необычайной
наблюдательностью, тонко передает детскую психологию, взаимоотношения детей со
взрослыми, сверстниками, с животными. Она удивляется способности и фантазии
ребёнка, вместе с ним грустит, радуется и смеётся.
Завершается книга рассказом
«Грустный телевизор». Здесь очень уместно показать кусочек монолога Ромы, адресованный
Софье, который очень красноречиво показывает всё душевное состояние и
переживание мальчика. «Как ты не видишь, что у соседнего дома, прямо у дороги, стоит
очень грустный телевизор?! Он стоит там уже целую неделю. Наши соседи выбросили
его на улицу вместе с тумбочкой, но тумбочку кто-то забрал. Потом они
прислонили к нему книжную полку, но её тоже утащили. И так, время от времени, рядом
с телевизором появляются различные вещи, что не нужны нашим соседям… но затем
эти предметы находят себе новых хозяев, а телевизор всё стоит и стоит - совсем
один. И с каждым днём, он становится всё грустнее и грустнее. Он никому не
нужен! Никому! Так не должно быть! Любая песчинка в мире для чего-то
предназначена и кому-то нужна!»
Не буду раскрывать все секреты,
чем заканчивается книга. Предоставлю сделать это читателю, пусть он понаблюдает
за героями, проследит за перипетиями их странствий и встреч, и ощутит всю гамму
света, добра и тепла, идущих от открытых душ. И увидит он, что их сердца –
открытая ладонь младенца…
Михаил
Пак, писатель и художник