Впечатлизмы-размышлизмы

Так случилось, что я прочитала рассказ Софии Агачер «Магнит для «неудачников» дважды. И надо сказать, что восприятие несколько поменялось, стало более выпуклым, что ли. Если после первого прочтения в сознании запечатлелась основная идея – везучести и невезучести, то в этот раз ощущение было таким, словно аромат цветка в бутоне наконец-то раскрылся во всем своем многоцветном аромате.

Софья Агачер – замечательный рассказчик. Подмечающий множество важных деталей и подробностей. Обладающий легким искрящимся стилем со своей особой интонацией. Я бы назвала ее так: ироничная вдумчивость. Через иронический прищур (куда неизменно включено и умение посмеяться над собой) взгляд проникает далеко за пределы событий, обнажая их смысл. При этом в тексте нет никакой нарочитости и назидательности. «Можно удобненько устроиться за письменным столом, открыть любименький комп и начать писать впечатлизмы-размышлизмы. А это уже процесс, доставляющий удовольствие и не терпящий суеты, а требующий соблюдения ритуала: зажженные свечи и чашка чая с чабрецом, ароматом которого пропитаны, кажется, все мои рассказы.

За окном шуршит шинами Чикаго, проточенный сабвеями и подземками. Светит, как оптимизм Трампа перед выборами, вечернее солнце...»

Даже по одному этому отрывку можно многое сказать о стиле Софии Агачер. Это и уже упомянутая легкость пера (не просто легкость, а некая глубинная легкость, сочетающая в себе легкое касание темы и вместе с тем глубокое проникновение в ее суть), и ирония по отношению к себе, выраженная словами, снимающими патетику – «удобненько», «любименький» и «впечатлизмы-размышлизмы». Это вовсе не означает, что автор несерьезно относится к творческому процессу, напротив: раз уж он пускает читателя в святая святых – свою мастерскую, то пусть уж это будет без излишней торжественности и напыщенности, они тут совершенно ни к чему. Одним точным штрихом дается картина внешнего мира «За окном шуршит шинами Чикаго» – обратите внимание на звукопись! И далее политическое, едкое сравнение «Светит, как оптимизм Трампа перед выборами, весеннее солнце...»

По одному маленькому абзацу читатель узнал многое: узнал, что главная героиня – писатель, узнал, где и в какое время она живет. И – кое-что о ее характере: она обаятельная и умная, ценящая свое личное пространство, обладающая специфическим двойным зрением творческого человека, способного находиться одновременно и в потоке жизни, и наблюдать за ней.

Именно этим методом двойного зрения и написан рассказ «Магнит для неудачников». Героиня со свои внуком Ромкой отправляется в рождественский круиз по Карибскому морю, и мы видим все происходящее ее глазами: «На таких гигантских плавучих городах я еще не бывала. Не лайнер, а двадцатиэтажный небоскреб, напичканный ресторанами и музыкой на любой вкус и темперамент; барами – ночными и дневными, стационарными и мигрирующими подобно гигантскому лифту с этажа на этаж; концертными

залами, способными явить любое шоу – ледовое, цирковое, водное с прыжками ловцов жемчуга, симфоническое и так пока не иссякнет воображение и финансы продюсера; ледовым катком с лазерной подсветкой и музыкой; бассейнами на верхней палубе под ласковым солнцем Карибов; джакузи как для большой компании, так и для влюбленной парочки; каруселями с забавными лошадками, зебрами и слонами; тренажерными залами и казино».

Капитана лайнера «Звезда карибов» зовут Генри Мисфит Младший. Интересно, что в переводе на русский фамилия его звучит как «неудачник». Героиня остроумно замечает, что в таком случае корабль можно назвать «Магнитом для неудачников». Эта тема – удачи и неудачи, везения и невезения – становится в рассказе центральной. За ужином капитан рассказывает о легенде: в корабельном казино есть особый стол, за которым выигрывают все неудачники, что потом и подтверждается на примере красавицы-вдовы Адели.

Агачер с юмором описывает появление сексуальной вдовы за столом капитана: «После появления Адели дамы за нашим столом тут же четко обозначили право на свою собственность. Мужья были окольцованы кто рукой, кто носком туфельки... Так что капитан остался единственным свободным кавалером, способным хоть как-то скрасить ее вечер».

Атмосфера казино описана автором блестяще, со множеством тонких и точных подробностей: здесь и цвета, и звуки, и запахи. Есть и глубокие рассуждения: «И если хоть раз ты физически соприкоснулся с ощущением потока удачи, когда головой достаешь до звезд и можешь повелевать не только любой картой в колоде дилера, но пучинами и волнами морскими, то ты тоскуешь по этому моменту все свою оставшуюся никчемную жизнь».

Оригинальна неожиданная концовка «Магнита для неудачников»: круиз заканчивается, героиня дописывает свой рассказ, который, как было сказано в начале, она начинает в Чикаго, и тут внезапно идет переключение на тему пандемии. Резко меняется фокус зрения – и недавний роскошный круиз, оказывается за бортом, где-то далеко-далеко в прошлой жизни, и появляется огромное количество свободного времени для того, чтобы спокойно, без суеты, переосмыслить свою жизнь. Заняться прекрасными вещами, на которые вечно не хватает времени: «Можно начать печь пироги и довязать плед, брошенный прорву лет тому назад. Поиграть с котом и попускать мыльные пузыри.

Микроскопический вирус, без всяких мозгов, денег и власти задал новый ритм и заставил каждого из нас ощутить зыбкость бытия и хрупкость жизни... Мир замер, как затихает ребенок в чреве матери перед рождением.

Каков он будет, новый мир, и кто нам составит компанию?

Мы все ощутили, что от нас ничего не зависит!!!!! Как от везучих, так и от невезучих! <...>

На карте судьбы есть начало и конец жизни, а дорогая между ними – это твой выбор. Жизненный путь как кардиограмма со своими пиками и падениями, удачами и несчастьями...»

Только в конце повествования становится понятно, что «Магнит для неудачников» – это не столько рассказ о везучих и невезучих, сколько размышление о самом главном: о зыбкости бытия и хрупкости жизни. И вот

когда, никуда не торопясь, задумываешься об этом, становится совершенно неважно, кто выиграл, а кто проиграл...


Анастасия Ермакова