Обновленное мироощущение

Образ рассказчицы в текстах Софьи Агачер – это образ внутренне свободной жизнелюбивой женщины, с позитивом и радостью смотрящей на мир. Её отличает молодость духа: если бы не упоминание о внуке, который «организовал» круиз, едва ли бы у кого-то возникло чувство, что автор находится в зрелом возрасте. В самом деле, обратимся к описанию времяпровождения на круизном лайнере: (героиня – писательница):

«Восстав из пены и возомнив себя Афродитой, в ярком красном сари, с телефоном и компьютером в сумке на плече, я вприпрыжку поднялась в сад на 14 этаже. Здесь росли живые деревья, цвели на клумбах нежнейшие гибискусы, жужжали пчёлы, пели птицы и журчали миниатюрные фонтанчики, исполнявшие партию “бегущей воды” в любовной игре колокольчиков и ветра.

Стол. Стул. Стаканчик апельсинового фрэша. Открытый компьютер и чувство полета. Слова не умирали на клавиатуре, а бодренько выстраивались в предложения нового рассказа с рабочим названием “Клуб “Клош”. И то, что не могло ранее пробиться сквозь рваный ватный туман в моей голове, вдруг пролилось весёлым дождиком букв».

Здесь стоит обратить особое внимание на метафору «веселый дождь букв». Насколько она и оригинальна, и легка, и точна! И сразу задает и интонацию всего рассказа, и раскрывает внутреннее состояние героини. При этом становится ясно, что героиня отнюдь не легкомысленная особа, она относится к категории творческих людей, которые даже если и берутся за многие дела, то, как правило, доводят их до конца. Врождённая весёлость и авантюрный склад характера обеспечивают героине попадание в весьма необычные ситуации. И хотя сама она не играет в казино, факт её присутствия в игровом зале, где она болеет за другую азартную женщину, выигравшую в один момент 70 000 долларов, но в итоге проигравшую эту сумму, говорит о многом. Некоторые страницы этого рассказа, повествующие о страстях в казино, блестяще, кстати, написанные, в первую очередь отсылают читателя к «Игроку» Достоевского, который в текста упоминается.

По своему темпераменту рассказчица является ярко выраженным экстравертом, весьма наблюдательным, внимательно отслеживающим все изменения обстановки. Ей дано улавливать тончайшие нюансы поведения своих собеседников: перемены их настроения, мотивацию их поступков. Ей прекрасно известна психология и мужчин, и женщин, а также особенности взаимоотношения полов. Кроме того, у неё хорошее чувство юмора, позволяющее видеть комическое практически в любой жизненной ситуации и тем самым преодолевать хаотичность и непредсказуемость бытия.

Но в то же время рассказчица обладает и интровертным восприятием действительности. Например, когда речь идет о сосредоточенности на своем творчестве или же на внутренних переживаниях, которые необходимо осмыслить. Таким образом эти два способа мировосприятия – экстравертное и интровертное не мешают одно другому, а напротив, помогают и парадоксальным образом сочетаются, позволяя героине переключаться с одного реестра восприятия действительности на другой: с внешнего мира – на внутренний и наоборот. Главное же в характере рассказчицы – жизнелюбие, её способность найти зерно позитива во всём, включая осточертевший всем (и прививочникам, и антипрививочникам) ковид, которому она ухитряется пропеть осанну (вспомним пушкинского Вальсингама, приветствовавшего Чуму). Ведь любое замедление течения жизни дано для того, чтобы немного отдышаться, осмотреться, переосмыслить свою жизнь – и двигаться дальше с обновленным мироощущением и свежими духовными силами, источник которых находится внутри нас.